01000, г. Киев,
ул. Предславинская, 34-Б, каб.201

Тел.: (044) 331 18 82
Моб.: (098) 592 35 80

gomeopat-clinic.com.ua
E-mail: gomeopat-clinic@bigmir.net

Развитие сенсорики

3. РАЗВИТИЕ СЕНСОРИКИ (СОЗНАНИЯ)

3.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Долгое время новорожденные не интересовали ученых. Начиная с 1960 года, экспериментальная психология грудных детей под влиянием развития нейробиологии, а затем и хронобиологии начинает накапливать наблюдения и достигает своего апогея в 1970-80 гг.

Новорожденный видит, слышит, ощупывает, протягивает руку, пробует на вкус и чувствует очень хорошо. При помощи своих пяти органов чувств он за несколько месяцев создает свои предпочтения и неприятия соответственно своему характеру, который он старается проявить. Но этот расцвет личности и чувств может произойти только во взаимоотношении грудного ребенка с матерью. Он чувствует запах матери, узнает ее лицо, привлекает ее внимание мимикой, улыбкой или плачем. Эти первоначальные бессознательные отношения, начатые уже inutero, определят позднее всю совокупность социальных отношений индивидуума.

Есть предположения, что ребенок наделен также шестым чувством: помимо жестов, слов, взглядов он воспринимает бессловесный язык настроений; он способен чувствовать радость или беспокойство своей матери, ее тревогу или ее спокойствие, как если бы он был еще связан с ней чем-то вроде "энергетической пуповины", возможная, реальная поддержка которой остается на сегодня еще необъяснимой. Это подтверждают клинические наблюдения: все профессионалы, работающие с маленькими детьми, видели это, даже если они дают противоречивые объяснения этому явлению.

3.2. ЗРЕНИЕ

Из пяти органов чувств зрение всегда занимало привилегированное место, т.к. оно более доступно для экспериментирования, чем обоняние или вкус.

3.2.1. ЦЕРЕБРАЛЬНОЕ СОЗРЕВАНИЕ ЭМБРИОНА

В течение эмбрионального периода количество нейронов нервной системы сильно возрастает.   Это возрастание прерывается на шестнадцатой неделе. Общее число церебральных нейронов взрослого человека достигается таким образом очень рано: от 10 до 100 миллиардов. С шестого месяца нейроны, количественно возрастая, создают свои первые сцепления.

На восьмом месяце нейроны миелинизируются: после периода "кабель" следует период "оболочка", который достигает своего максимума только с третьего послеродового месяца.

3.2.2. НОВОРОЖДЕННЫЙ

Долгое время считали, что новорожденный не видит. На самом деле он близорукий. Острота его зрения равняется приблизительно 1/20 зрения взрослого человека, т.е. новорожденный различает формы только в пределах 1 метра. Оптимальное расстояние его зрения приблизительно 20 см. С другой стороны, поле его зрения ограниченно и его глаза хорошо конвергируются только около 4-х месяцев.

3.2.3. ГРУДНОЙ РЕБЕНОК

Зрение позволяет не только различать форму, цвет и свет. Оно способствует созданию трехмерного эвклидового пространства. Начиная с 2-3 месяцев младенец начинает познавать геометрию. Он начинает отличать плоскость от наклона, объемность от плоского. В 4 месяца он превосходно видит выпуклость. В 6 месяцев он воспринимает удаление предметов в пространстве.

Зрительный контакт мать-ребенок является фундаментальным в сознании хороших эмоциональных отношений. Лицо матери, в частности, концентрирует все характеристики формы, цвета, которые любит ребенок. До 7-8 месяцев ребенок не знает, что у него только одна мама: он это обнаружит около 7-8 месяцев, когда он начнет бояться незнакомых лиц.

3.3. СЛУХ

3.3.1. ЭМБРИОН

Орган Корти (ухо) начинает функционировать с 4-го месяца жизни эмбриона и все необходимые для слуха структуры функционируют уже в зародышевой стадии. В настоящее время известно, что эмбрион слышит и каким образом он слышит: он предпочитает нежность музыки Моцарта. Он чувствителен к голосу матери, заглушаемому амниотической жидкостью, а также к более грубому голосу своего отца.

3.3.2. НОВОРОЖДЕННЫЙ

При рождении ребенок слышит почти все частоты,  которое  способно уловить человеческое ухо, хотя острота его слуха еще не достигла своей полной зрелости. Он лучше воспринимает сложные звуки, чем чистые, и лучше прерывистые, чем непрерывные.

Новорожденный любит частоты между 500 и 900 герц, те частоты, которые находятся в области частот человеческого голоса. Он предпочитает тихие голоса громким, женские – мужским и, конечно же, слышит голос своей матери. Он способен узнать ее голос среди других и послать ей свою безмятежную улыбку.

3.3.3.ГРУДНОЙ РЕБЕНОК

Слышит все, но не ясно. Поворачивает голову в сторону источника звука

рождение

Узнает голос своих родителей

4недели

Воспринимает различие тембра звука колокола и звука телефонного звонка

2месяца

Начинает узнавать и дифференцировать голоса членов семьи

2,5месяца

Чувствует разницу11,5тонов

3месяца

Отличает звук органа от звука колокола

3,5мес

Воспринимает различие 5,5 тонов, т.е. немного меньше октавы.

4месяца

Воспринимает различие1тона

7месяцев

Становится чувствительным к интонационным вариациям

11мес. и более

 

3.4.ОБОНЯНИЕ

С рождения ребенок обладает всей тонкостью обоняния взрослого. Он умеет различать различные свойства  спирта. Эта способность различать относится также к приятным запахам: ваниль, шоколад, банан. Но самый любимый запах – это запах его матери, ее груди, ее молока. С первых двух дней жизни новорожденный способен узнавать и отличать среди других запах компресса, пропитанного материнским молоком, или запах пота своей матери.

Обоняние новорожденного участвует в его ориентации в пространстве, поскольку он способен поворачивать голову в сторону, где находится знакомый компресс.

Позднее малыш строит свои отношения с матерью и окружающим миром благодаря, кроме прочего, своему обонянию: его успокаивает запах матери, он делает движения в сторону груди в надежде, что его покормят, или просто, чтобы пососать.

3.5. ОСЯЗАНИЕ

Благодаря своей площади, телесным контактам, которые она создает между матерью и ребенком, кожа выступает как самый ценный орган чувств. Именно благодаря телесной оболочке создается индивидуальность. Это следует отметить вместе с другими природными данными различия между "я" и "не я": иммунной системой, тем, что принято называть "психика", склонностью к аллергическим заболеваниям, таким как экзема.

Маленький ребенок чувствует боль,  как  взрослый: укол  вызывает движение уклонения. Кожа также является опорой большинства архаических рефлексов, имеющихся при рождении: Моро, автоматическая ходьба, хватательный рефлекс, сосание, рефлекс Бабкина (поглаживание уголка губ вызывает сгибание кисти руки с той же стороны, и рука тянется ко рту).

Все эти рефлексы исчезают между 2 и 3 месяцами. Они выполняют многочисленные функции, в частности выживание, и необходимы для нейропсихического развития грудного ребенка.

Ласка – незаменимый способ общения. Ребенка переодевают, берут на руки, моют, ласкают от 7 до 9 раз в день. Через прикосновение он узнает свою мать и ведет с ней настоящий разговор: ее руки, губы исследуют его тело, мамины ласки успокаивают его и заставляют его воспринимать окружающие stimuli. Телесный контакт – основной инструмент гармоничного развития человеческой индивидуальности.  Доказано,  что недостаточность телесных контактов является одной из главных причин аномалий в психомоторном развитии маленького ребенка. В этой связи не следует забывать роль, которую играют рот и язык: они умеют замечать разницу между гладким и шершавым, грудью матери и соском, но эти органы могут также направить ребенка через удовольствие сосания к наслаждению ("пассивная оральность"), апогеем которого является привычка многих малышей сосать большой палец, соску или кусочек тряпочки.

3.6. ВКУС

Различные составляющие вкуса вырабатываются в течение жизни  эмбриона. При рождении ребенок чувствует 4 различных вкусовых категорий: сладкое, соленое, кислое и горькое.

Вскоре ребенок заменит свое предпочтение сладкого, которое происходит от свойственной ему способности к адаптации (сахар означает возможность получения энергии), на свой собственный личный вкус, который будет, конечно же, соответствовать факторам окружающей среды, но также и наследственному импульсу,  отражающему его "чувствительный тип".


MADE